Экспрессионизм

Художники экспрессионисты и общий обзор художественного движения

Василий Кандинский, Der Blaue Reiter, 1910

В начале ХХ века по Европе прокатилась художественная тенденция, подстегиваемая сопротивлением буржуазной культуре и горячим поиском обновленного творчества. Он стал известен как экспрессионизм. Слова, которые характеризуют художников-экспрессионистов и экспрессионистского искусства, — это «я», «психика», «тело», «сексуальность», «природа» и «дух». Во Франции голландский художник Ван Гог копал глубоко и раскрывал свою необычную, беспокойную и красочную психику; в Германии русский Василий Кандинский исследовал духовность в искусстве как противоядие от отчуждения в современном мире; в Австрии Эгон Шиле и Оскар Кокошка борются с моральным лицемерием общества, затрагивая такие темы, как сексуальность, смерть и насилие; Наконец, Эдвард Мунк волновался в Норвегии и по всей Европе своими дикими, интенсивными выражениями окружающей среды, себя и психики. Вместе эти художники обратились к очень грубым, истинным и вечным вопросам, темам и борьбе, которые волновали под поверхностью и которые остаются знакомыми нам даже сегодня. Возможно, именно поэтому экспрессионизм в искусстве продолжался во многих различных направлениях даже после этих художников и этого конкретного периода времени, и почему вы можете утверждать, что экспрессионизм все еще живет сегодня.

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм рассматривается скорее как международная тенденция, чем как последовательное художественное движение, которое было особенно влиятельным в начале двадцатого века. Он охватывал различные области: искусство, литературу, музыку, театр и архитектуру. Художники-экспрессионисты стремились выразить эмоциональный опыт, а не физическую реальность. Известными экспрессионистскими картинами являются «Крик»Эдварда Мунка, «Der Blaue Reiter»Василия Кандинского и «Сидящая женщина с нарисованными ногами»Эгона Шиле.

Экспрессионизм — это сложный и обширный термин, который означал разные вещи в разное время. Однако, когда мы говорим о экспрессионистском искусстве, мы склонны думать либо о художественной тенденции, которая последовала как реакция на импрессионизм во Франции, либо о движении, которое возникло в Германии и Австрии в начале двадцатого века. Термин настолько эластичен, что в нем могут разместиться художники, начиная от Винсента Ван Гога и заканчивая Эгоном Шиле и Василием Кандинским.

Ключевые даты:
1905-1920Ключевые регионы: Германия, Австрия, Франция
Ключевые слова:
 я, психика, тело, сексуальность, природа, дух, эмоции, мистика, искажение реальности, преувеличение, повышенное использование цвета
Ключевые художники:
 Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Оскар Кокошка, Василий Кандинский, Франц Марк, Эрнст Людвиг Кирхнер

Французский экспрессионизм

Во Франции главными художниками, часто связанными с экспрессионизмом, были Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Анри Матисс. Хотя Ван Гог и Гоген были активны в годы, немного до того, что считается основным периодом экспрессионизма (1905-1920), их, без сомнения, можно рассматривать как художников-экспрессионистов, которые рисовали мир вокруг них не просто так, как им казалось, но из глубоко субъективного, человеческого опыта. Матисс, Ван Гог и Гоген использовали выразительные цвета и стили кисти, чтобы изобразить эмоции и переживания, отойдя от реалистичных изображений своих предметов к тому, как они их чувствовали и воспринимали

Немецкий экспрессионизм

В Германии экспрессионизм особенно ассоциируется с группами Брюке и Der Blaue Reiter. Немецкое искусство экспрессионизма черпало вдохновение из мистицизма, средневековья, первобытных времен и философии Фридриха Ницше, чьи идеи были чрезвычайно популярны и влиятельны в то время.

Брюкке был сформирован в Дрездене в 1905 году как богемный коллектив художников-экспрессионистов, противостоящих буржуазному социальному порядку Германии. Четырьмя членами-учредителем были Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Роттлуфф, ни один из которых не получил формального художественного образования. Они выбрали свое имя, Брюкке, чтобы описать свое желание соединить прошлое и настоящее. Название было вдохновлено отрывком из «Так говорил Заратустра»Фридриха Ницше. Художники пытались вырваться за пределы современной жизни среднего класса, исследуя повышенное использование цвета, прямой, упрощенный подход к форме и свободную сексуальность в своих работах.

Der Blaue Reiter была основана в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. Перед лицом растущего отчуждения, которое они испытали из-за модернизирующегося мира, они стремились превзойти мирское, преследуя духовную ценность искусства. Более того, они стремились разрушить границы между в их глазах тесно связанными явлениями, такими как «искусство», детское искусство, народное искусство и этнография. Название Der Blaue Reiter связано с повторяющейся темой всадника на лошадях из мюнхенского периода Кандинского, а также с любовью Кандинского и Марка к синему цвету, который для них содержал духовные качества. Основными художниками, связанными с Der Blaue Reiter, являются Кандинский, Марк, Клее, Мюнтер, Явленский, Веревкин и Маке

Василий Кандинский, Импровизация VII. Картина, воспроизведенная в «Экспрессионизме» Эшли Бэсси

Австрийский экспрессионизм

Эгон Шиле и Оскар Кокошка – две главные фигуры австрийского экспрессионизма. На них особенно повлиял их предшественник Густав Климт, который также приложил руку к началу их карьеры благодаря выставкам, которые он создал, демонстрируя лучшее из современного австрийского искусства. Оба художника-экспрессиониста жили в противоречивой Вене конца 19-го года.й, начало 20й века, где моральное подавление и сексуальное лицемерие сыграли свою роль в развитии искусства экспрессионизма. Шиле и Кокошка избегали этого морального лицемерия и изображали такие темы, как смерть, насилие, тоска и секс. Кокошка стал известен своими портретами и способностью раскрывать внутреннюю природу своих натурщиков, а Шиле — своими грубыми, почти жестоко честными изображениями отчужденной, но отчаянной сексуальности

Эгон Шиле, Две девушки (любовники). Картина, воспроизведенная в «Экспрессионизме» Эшли Бэсси

Норвежский экспрессионизм

Другим важным художником того времени, который оказал большое влияние на немецкие и австрийские экспрессионистские сцены, был норвежец Эдвард Мунк, который был хорошо известен в Вене по выставкам Сецессиона и Кунстшау1909 года. Мунк наиболее известен своим «Криком», его изображением фигуры на мосту с закатом позади него, издающим поднимающий волосы и отчаянный крик

Эдвард Мунк, «Поцелуй». Картина, воспроизведенная в «Экспрессионизме» Эшли Бэсси

Культовые экспрессионистские произведения искусства и художники

Эдвард Мунк «Крик» (1893)

Эта картина была вдохновлена одним сиюминутным опытом, который Мунк пережил во время пребывания во Франции: «Я шел по дороге с двумя друзьями. Солнце начало ложиться. Я почувствовал отвечок меланхолии. Внезапно небо стало кроваво-красным. Я остановился, прислонился к перилам, смертельно усталый, и посмотрел на пылающие облака, которые висели, как кровь и меч, над сине-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше. Я стоял там, дрожа от испуга. И я почувствовал громкий, бесконечный крик пронзительной природы». («Экспрессионизм», Эшли Бэсси, стр. 69) Крик ощущается фигурой, он полностью поглощает его, пронзает как окружающую среду, так и его психику.

Василий Кандинский «Der Blaue Reiter» (1903)

Der Blaue Reiter — одна из первых экспрессионистских работ Кандинского. На ней изображен всадник в голубом, скачущий по полям. Der Blaue Reiter (Синий всадник) также использовался в качестве названия для группы художников-экспрессионистов, основанной в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком.

Эгон Шиле Сидящая женщина с вытянутыми ногами (1917)

Эгон Шиле нарисовал свою жену Эдит Хармс в 1917 году, изображая ее сидящей на полу, упирающейся щекой в левое колено. Ее огненные рыжие волосы поразительно контрастируют с зеленым цветом ее рубашки. Портрет смелый и наводящий на размышления, с определенным эротическим подтекстом – эротизм является одной из главных тем в творчестве Шиле.

Синие лошади Франца Марка (1911)

Франц Марк был одним из основателей Der Blaue Reiter. Он придавал эмоциональный и психологический смысл цветам, которые он использовал в своей работе, а синий использовался для изображения мужественности и духовности. Марк был очарован животными и их богатыми внутренними мирами, и он изображал своих животных предметов глубоко эмоционально

Франц Марк, Голубые лошади, 1911

Конец экспрессионизма и его продолжение

Несколько художников-экспрессионистов погибли во время Первой мировой войны или в результате войны из-за травм и болезней. Франц Марк пал в 1916 году; Эгон Шиле умер во время эпидемии гриппа 1918 года, а многие другие покончили с собой после того, как сломались под травмами войны. Наконец, эпоха немецкого экспрессионизма была уничтожена нацистской диктатурой в 1933 году. Бесчисленные художники того времени, среди которых были Пабло Пикассо, Пауль Клее, Франц Марк, Эрнст Людвиг Киршнер, Эдвард Мунк, Анри Матисс, Винсент Ван Гог и Поль Гоген, были названы нацистами «дегенеративными художниками», а их экспрессионистские произведения искусства были изъяты из музеев и конфискованы.

Тем не менее, экспрессионизм продолжал вдохновлять и жить в более поздних художниках и художественных движениях. Например, абстрактный экспрессионизм развивался как важное авангардное движение в послевоенные Соединенные Штаты в 1940-х и 1950-х годах. Абстрактные экспрессионисты отказались от фигурации и вместо этого исследовали цветовые поля, жестовые мазки и спонтанность в своем искусстве. Позже, в конце 1970-х / начале 1980-х годов, неоэкспрессионизм начал развиваться как реакция на концептуальное искусство и минималистское искусство того времени. Художники-неоэкспрессионисты были очень вдохновлены немецкими экспрессионистами, которые были до них, часто изображая свои предметы в сырой манере с выразительными мазками и интенсивными цветами. Известные художники-неоэкспрессионисты включают Жана-Мишеля Баския, Ансельма Кифера, Джулиана Шнабеля, Эрика Фишля и Давида Салье

Ансельм Кифер, «Приказы ночи». Фото любезно предоставлено Художественным музеем Сиэтла

Часто задаваемые вопросы по экспрессионизму

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм был художественным движением и международной тенденцией в начале 20-го века, которая охватывала изобразительное искусство, литературу, музыку, театр и архитектуру. Цель художников-экспрессионистов состояла в том, чтобы выразить эмоциональный опыт, а не физическую реальность.

Какие художники связаны с экспрессионизмом?

Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Оскар Кокошка, Василий Кандинский, Франц Марк, Эрнст Людвиг Киршнер, Винсент Ван Гог и Анри Матисс

Когда завязывся экспрессионизм?

Экспрессионизм начался в 1905 году и продолжался примерно до 1920 года