Ар-деко художественное движение

«Поэтому мы решили вернуть декоративное искусство, к нему неосмотрительно относились как к Золушке или бедным отношениям, разрешенным есть со слугами, на важное, почти преобладающий участок, которое оно занимало в прошлом, во все времена и во всех странах земного шара»

Франсис Журден

Сценозаж для «Шехерезады» (1910) Леона Бакста

Ар-деко — это движение в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне и декоративном искусстве, которое начало появляться во Франции до Первой мировой войны, но действительно взорвалось в 1925 году. В том же году в Париже проходила Exposition des Arts Décoratifs (Выставка декоративного искусства), и художники, архитекторы и дизайнеры показывали работы в этом стиле, тем самым продвигая движение в мейнстрим. Пересекая различные среды, стиль сочетал современную эстетику с отличным мастерством и богатыми материалами. Областями, в которых он доминировал, были архитектура, дизайн, одежда, ювелирные изделия, мебель и ремесла. Таким образом, особый стиль стал заметен во всех слоях современной жизни.

Ключевой период: 1925-1940
Ключевые регионы:
Европа, СШАКлючевые слова: геометрические формы, новые материалы, роскошь, обтекаемость, декоративное искусство, прикладное искусство, простота
Ключевые художники: Тамара де Лемпицка, Кассандр, Рене Буто, Рафаэль Делорм, Жан Габриэль Домерг, Жан Дюпа, Поль Пуаре, Соня Делоне, Рауль Дюфи, Эктор Гимар, Пьер Шаро, Франсис Журден, Эжен Грассе

Плакат для Всемирной выставки «Век прогресса в Чикаго», Веймер Перселл, шелкография от Neely Printing Co., Чикаго

Истоки ар-деко

Несмотря на то, что ар-деко развился из модерна, он одновременно представлял собой реакцию против него, сосредоточившись на острых геометрических углах вместо естественных, органических форм, которыми был наполнен модерн. Под влиянием кубизма,венского сецессиона, фовизма и эстетики Русских балетов, а также стилей из восточных культур, стиль стал любим за его смелые геометрические формы, роскошную природу и использование новых материалов, икон современности, таких как алюминий, нержавеющая сталь, хром и пластик

Speed, дизайн для украшения радиатора Гарриет Уитни Фрисмут, 1925 год

Как объяснил Франсис Журден, один из французских художников, который основал Societé des Artistes Décorateurs (Общество декоративных художников), ар-деко бросил вызов иерархической структуре изобразительного искусства, которая позиционировала декоративных художников на более низком уровне, чем более классические средства живописи и скульптуры: «Мы, следовательно, решили вернуть декоративное искусство, неосмотрительно рассматриваемое как Золушка или плохие отношения, разрешенные есть со слугами, к важному, почти преобладающем месту, которое она занимала в прошлом, во все времена и во всех странах земного шара». Первоначально группа намеревалась создать выставку, представляющую новый тип декоративного искусства в 1914 году, но план пришлось отложить до окончания Первой мировой войны. Выставка была окончательно проведена в 1925 году в Париже в течение шести месяцев. Выставку увидели более 16 миллионов посетителей, которая стала катализатором взлета движения. Название «ар-деко» было впервые уничижитело использовано модернистским архитектором Ле Корбюзье, который написал яростную статью, критикующую стиль за его орнаментацию

30 Rockefeller Plaza, NY, 1933, Раймонд Худ и рельеф на здании в стиле ар-деко в Белграде, Сербия, фото: Шира Вулф

Ар-деко по дисциплинам:

Что было особенно примечательно в ар-деко, так это тот факт, что, как и его предшественник в стиле модерн или такие движения, как Баухаус, это был функциональный стиль, который применялся ко всем видам дисциплин. Цель состояла в том, чтобы поднять декоративное искусство на более высокое положение, и его гладкий, геометрический стиль стал фаворитом в архитектуре, дизайне, одежде, ювелирных изделиях, мебели и ремесле.

Архитектура в стиле ар-деко

Города по всему миру начали становиться лицами ар-деко. От небоскребов Нью-Йорка до лондонского метро, от района Майами в стиле ар-деко до Гаваны, Кубы, порта Шанхая и многих районов в Белграде, Сербия, архитектура во всем мире могла похвастаться обтекаемыми, линейными и геометрическими особенностями. На этих зданиях часто размещались красивые рельефы и скульптуры, изображающие фигуры с гладкими толстыми телами и острыми углами и движением.

Антуан Бурдель, Аполлон и его медитация в окружении 9 муз, 1910-12

Дизайн и шрифты в стиле ар-деко

Увлечение скоростью, машинами и современными технологиями, типичными для влияния футуризма, сильно повлияло на дизайн ар-деко: «скоростные усы» указывали бы на движение, а параллельные линии и сужающиеся формы предполагали бы симметрию и обтекаемость. Стиль простирался до типографики, с шрифтами Bifur, Broadway и Peignot, сразу знакомыми как шрифты в стиле ар-деко. Вспомните буквы о кино 1920-х и 1930-х годов — стиль был виден в архитектуре, дизайне и типографике

Исследование ар-деко парижской дизайнерской фирмы Alavoine, 1928-1930, сейчас в Бруклинском музее, штат Нью-Йорк.

Мебель в стиле ар-деко

В мебели ар-деко сочетал в себе дорогие материалы вроде слоновой кости и серебряные инкрустации и роскошное дерево, украшая первоклассные салоны океанских лайнеров, поездов, небоскребов и кинотеатров. Во время Великой депрессии стиль изменился в соответствии со временем и стал трезвее. Однако основные характеристики остались прежними. Как в самой роскошной манере, так и в более урезанный и трезвый, ар-деко выделялся как современный, гладкий стиль

Tamara de Lempicka Autoportrait (также известная как Тамара в зеленом Bugatti), 1929 год

Известные художники в стиле ар-деко

Тамара де Лемпицка (1898-1980)

Хотя не так много живописцев ассоциируются с этим стилем, пожалуй, самой известной художницей была Тамара де Лемпицка. Она выставлялась на Выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году и вскоре после этого прорвалась со своим характерным «мягким кубистическим» стилем, который изображал элегантных женщин в 1920-х и 1930-х годах, которые действительно стали образом поколения. Она твердо верила, что ее картины , как и движение во всех других его воплощениях , всегда будут выделяться своим отличительным, привлекательным стилем

Вечернее пальто Поля Пуаре, c. 1912, Метрополитен-музей

Поль Пуаре (1879-1944)

В моде Поль Пуаре был одним из самых известных дизайнеров, включивших ар-деко в свои инновационные работы. Он ввел концепцию драпировки и проектирования одежды, вырезанной по прямым линиям и построенной из прямоугольных мотивов, прокладывая путь к более практичной и обтекаемой моде.

Упадок ар-деко

Движение вышло из моды во время Второй мировой войны. В эти суровые времена люди чувствовали, что стиль был чрезмерно декадентским. Металлы были спасены для использования для строительства вооружений, в отличие от украшения зданий или внутренних помещений, а мебель больше не считалась статусными объектами. Тем не менее, многие из великих зданий в стиле ар-деко все еще стоят, и движение приобрело новый интерес в 1960-х годах и снова чрезвычайно популярно сегодня