Модерн художественное движение

Альфонс Муха, Four Seasons, 1890-е. Предоставлено Фондом Мухи

Чтобы доставить людям удовольствие от вещей, которые они должны обязательно использовать, это одна большая кухонная награда; доставлять людям удовольствие от того, что они должны делать, то есть другое его применение

Уильям Моррис

Определение в стиле модерн: что такое модерн?

Модерн — это международный стиль декоративного искусства, который характеризовал архитектуру, изобразительное искусство и особенно декоративное искусство по всей Европе и Соединенным Штатам на рубеже двадцатого века. Термин «модерн» (буквально «новое искусство») был впервые использован в 1884 году в Бельгии, но движение было известно под разными названиями в разных странах: Югендстиль в Германии, Венский сецессион в Австрии, Стиль Глазго в Шотландии, Arte Nuova или Stile Liberty в Италии и Belle Époque во Франции.

Художники в стиле модерн считали, что все искусства должны быть объединены, что приводит к объединяющему движению, которое охватывает множество различных форм и областей искусства. С целью модернизации искусства и дизайна художники черпали вдохновение из органических и естественных форм, что привело к элегантным дизайнам с извилистыми, асимметричными изгибами и линиями.

Ключевой период:
1880-1910Ключевые регионы: Западная Европа,
СШАКлючевые слова: органические формы, природный мир,
извилистые линии, кривые, Gesamtkunstwerk, дизайн, архитектураКлючевые художники: Густав Климт, Обри Бердсли,Луи Комфорт Тиффани,Антонио Гауди, Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Генри ван де Вельде, Юджин Грассет, Ян Тоороп, Виктор Орта

Истоки модерна

В 1884 году термин «модерн» впервые появился в бельгийском художественном журнале «L’Art Moderne», чтобы описать работы Les Vingt, группы из 20 художников, посвященных объединению всех искусств. Под влиянием как движения искусств и ремесел Уильяма Морриса, так и эстетического движения, сторонники Les Vingt боролись против низкокачественных, массовых продуктов, выведенных промышленной революцией, и тяжелых, загроможденных дизайнов искусства и архитектуры викторианской эпохи. Вместо этого они поощряли включение эстетического, функционального дизайна в объекты, архитектуру и дизайн повседневной жизни. Как объяснил английский дизайнер и бизнесмен Уильям Моррис, основными целями были «доставить людям удовольствие от вещей, которые они должны обязательно использовать, то есть одного большого офиса украшения; доставлять людям удовольствие от того, что они должны делать, то есть другое его применение».

Тесно связанный с постимпрессионизмом и символизмом, модерн также находился под сильным влиянием склонности к японскому искусству, которая распространилась среди европейских художников в 1880-х и 1890-х годах, в частности для гравюр на дереве таких художников, как Хокусай. Эти гравюры содержали много цветочных форм и органических изгибов, которые стали ключевыми элементами модерна.

Модерн в разных дисциплинах

Следуя идеалу Gesamtkunstwerk (буквально «полное произведение искусства»), миссия движения заключалась в достижении синтеза форм искусства, что привело к гармоничному и объединяющему дизайну в различных дисциплинах. Художники работали в этом стиле в изобразительном искусстве, в графике и дизайне, в архитектуре, в дизайне мебели и интерьера, в стекле и ювелирных изделиях. Извилистые изгибы, высокий стиль, тонко обработанные стальные и стеклянные изделия, золотые элементы, органические формы и узоры характеризовали стиль.

Архитектура в стиле модерн

Своими извилистыми линиями модерн проявился в архитектуре как реакция на традиционные ценности разума и ясности структуры. Впервые появившись в Брюсселе, стиль вскоре распространился по всей Европе, но особенно в Париже, где он обеспечил ритмическую альтернативу строгим правилам, наложенным на здания Жоржем-Эженом Османом с бидименсионными или скульптурными украшениями.

Искусство стекла в стиле модерн

Модерн нашел одно из своих самых заметных выражений в искусстве стекла. Дизайнеры стекла работали в сотрудничестве с известными мастерскими, в конечном итоге разрабатывая передовые методы производства, такие как камео с гравировкой вин, двойными слоями и кислотной гравировкой, чтобы создать востребованные эффекты прозрачности и непрозрачности, а также волнообразные формы, вдохновленные естественными формами. В то время как в Европе город Нанси стал одним из самых важных центров стекольной промышленности, мастерские Луи Комфорт Тиффани сделали себе имя за рубежом с экспериментальными методами окрашивания витражей и производством культовой лампы Тиффани.

Ключевые артисты в стиле модерн

Густав Климт, Поцелуй, 1907. Любезно предоставлено Бельведер Галерея Вена

Густав Климт

Возможно, одним из первых художников, о которых все думают, когда упоминается модерн, является австрийский художник Густав Климт. Будучи первым президентом австрийской группы Secession, венской группы в стиле модерн, которая объединила художников, дизайнеров и архитекторов, Климт работал над принципом Gesamtkunstwerk, сочетая красоту и полезность. Эротизм и сексуальность были важными элементами в творчестве Климта, элементами, которые пронизывали Вену в философии, психологии и искусстве около 1900 года. Этот эротизм отчетливо проявляется в самой культовой работе Климта «Поцелуй» (1907), которая показывает двух влюбленных в страстных объятиях. Богатый золотой дизайн, уплощенная форма и чувственные изгибы являются образцом для стиля модерн того времени

Обри Бердсли, Кульминация, 1893. Музей V&A

Обри Бердсли

Обри Бердсли был талантливым молодым английским художником, который никогда не был формально обучен. Благодаря смелому изображению провокационных эротических тем он стал одной из самых противоречивых фигур движения модерна. Несмотря на свою безвременную смерть в возрасте 25 лет, он создал большое количество важных произведений искусства, в том числе индийские чернильных иллюстраций для «Саломеи»Оскара Уайльда. Кульминация (1893) изображает Саломею, целующего отрубленную голову Иоанна Крестителя, и наполнена эротической символикой

Альфонс Муха, Гисмонда, 1894. Музей Мухи любезно предоставлено

Альфонс Муха

Чешский художник Альфонс Муха был в первую очередь известен своими коммерческими плакатами и рекламой. Он был заинтересован в изображении «новой женщины», прославляющей женственность, сексуальность и наделенных полномочиями женщин современной эпохи. Его плакат «Гисмонда» (1894), сделанный по одноименной пьесе Викторьена Сарду, стал эмблемой стиля модерн и вдохновил многих художников после него. Он также известен своими изображениями разных времен года в форме женщин

Ян Тоороп, Делфтше Слаоли, 1893. Любезно предоставлено Рейксмузеум

Ян Тоороп

Ян Тоороп был голландско-индонезийским художником, работающим в стилях символизма, пуантилизма и модерна. Его высоко стилизованные фигуры и криволинейные рисунки символизируют художественное движение. В своем коммерческом плакате для делфтского салатного масла «Delftsche Slaolie» он без особых усилий объединил развивающийся коммерческий мир рекламы потребительских товаров с изобразительным искусством, изображая двух красивых, чувственных женщин в плавных изгибах и линиях, наливающих масло на салат. Этот влиятельный плакат является причиной того, что голландский стиль модерн часто упоминался как «slaoliestijl», что означает «стиль салатного масла»

Анри де Тулуз-Лотрек, Джейн Аврил. Музей Мет любезно предоставлено

Анри де Тулуз-Лотрек

Анри де Тулуз-Лотрек можно отнести как к постимпрессионизму, так и к стилям модерна. Он был особенно известен своими литографиями, изображающими сцены богемной жизни в Париже. Он даже выпустил серию плакатов для кабаре Мулен Руж, которое он часто посещал

Настольная лампа Тиффани Понд Лили, ок. 1903. Любезно предоставлено лампами Тиффани и Кристис

Луи Комфорт Тиффани

Луи Комфорт Тиффани стал именем, наиболее ассоциируется с модерном в США. Он был наследником Серебряной империи Tiffany & Co., которая была основана его отцом в 1837 году. Тиффани начинал как художник, но стал наиболее известен своими декоративными работами, в частности изготовлением свинцового стекла. Tiffany производила витражи с тонко раскрашенными деталями, создавая революционный декоративный стиль, все еще синоним названия компании по сей день, и придумывая универсальный термин «лампа Tiffany», используемый даже для похожих на вид продуктов, сделанных конкурирующими дизайнерами той же эпохи

Антонио Гауди, Каса Баттло и Казановас. Любезно предоставлено Каса Баттло и Казановас

Антонио Гауди

Антонио Гауди является одним из самых известных архитекторов, связанных с модернизмом,каталонским вариантом архитектуры в стиле модерн. Каталонский архитектор, наиболее известный собором Святого Семейства и парком Гуэль в Барселоне, работал с обильными изгибами, яркими гладкими конструкциями и смелыми цветами в своих зданиях

Виктор Орта, Лестничная клетка в отеле Tassel, Брюссель. Любезно предоставлено отелем Тассел

Виктор Орта

Бельгиец Виктор Орта был одним из основателей движения модерн и одним из людей, ответственных за расширение движения от визуального и декоративного искусства в область архитектуры. Он известен своим дизайном отеля Tassel (1894) в Брюсселе, который считается первым зданием в стиле модерн

Вход в парижское метро, спроектированный Эктором Гимаром

Наследие модерна

Примерно в период Первой мировой войны модерн подвергся критике за чрезмерно продуманное, щедрое убранство. Более того, интенсивное мастерство сделало его довольно недоступным для массовой аудитории. Хотя движение не пережило Первую мировую войну, оно жило в различных движениях, которые появились позже, таких как ар-деко, модернизм и даже некоторые элементы Баухауса. Модерн был определяющим визуальным языком короткого момента времени, и остатки этого прекрасного стиля все еще можно увидеть во многих городах по всему миру, например, в Париже, где входы на станции метро, спроектированные Гектором Гимаром между 1890 и 1930 годами, остаются в оригинальном стиле