Дадаизм

Дадаизм — это художественное движение начала 20-го века, предшествовающее сюрреализму и имеющее свои корни в ряде крупных европейских художественных столиц. Разработанное в ответ на ужасы 1-й мировой войны, дадаистское движение отвергло разум, рациональность и порядок зарождающегося капиталистического общества, вместо этого отдав предпочтение хаосу, бессмыслице и антибуржуазным настроениям.

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917

Одним словом, это нонсенс. Однако, как движение, дадаистское искусство оказалось одним из революционных художественных движений в начале двадцатого века. Первоначально задуманный свободной группой авангардных модернистов в прелюдии к Первой мировой войне, но принятый более полно после нее, дадаист прославлял удачу вместо логики и иррациональности вместо расчетливого намерения

Ключевые даты: 1916-1924
Ключевые регионы: Швейцария, Париж, Нью-Йорк
Ключевые слова: Случай, удача, бессмыслица, антиискусство, редимейд
Ключевые художники: Хьюго Болл, Марсель Дюшан, Ганс (Жан) Арп, Софи Тойбер-Арп, Ханна Хёх, Ман Рэй, Франсуа Пикабиа
Ключевые характеристики: юмористические, тяготеющие к абсурду, сатирическое отношение к авторитету

Истоки и ключевые идеи художественного движения Дадаизм

Во время Первой мировой войны бесчисленные художники, писатели и интеллектуалы, которые выступали против войны, искали убежища в Швейцарии. Цюрих, в частности, был центром для людей в изгнании, и именно здесь Хьюго Болл и Эмми Хеммингос открыли кабаре Вольтер 5 февраля 1916 года. Кабаре было местом встречи более радикальных авангардных художников. Не грань ночного клуба и центра искусств, художники могли выставлять там свои работы среди передовой поэзии, музыки и танца. Ганс (Жан) Арп, Тристан Цара, Марсель Янко и Ричард Хюльсенбек были одними из первых авторов Кабаре Вольтер. По мере того, как бушевала война, их искусство и выступления становились все более экспериментальными, диссидентскими и анархическими. Вместе они протестовали против бессмысленности и ужасов войны под боевым кличем DADA.

Центральная предпосылка, стоящая за художественным движением Дада (Дада — это разговорный французский термин для хобби-лошади) была ответом на современную эпоху. Реагируя на подъем капиталистической культуры, войну и сопутствующую деградацию искусства, художники в начале 1910-х годов начали исследовать новое искусство, или «антиискусство», как описал Марсель Дюшан. Они хотели созерцать определение искусства, и для этого они экспериментировали с законами случайности и с найденным объектом. Это был вид искусства, подкрепленный юмором и умными поворотами, но в самом его основании дадаисты задавали очень серьезный вопрос о роли искусства в современную эпоху. Этот вопрос стал еще более актуальным по мере распространения дада-искусства — к 1915 году его идеалы были приняты художниками в Нью-Йорке, Париже и за его пределами — и по мере того, как мир погружался в зверства Первой мировой войны

Жан Арп, Созвездие с пятью белыми формами и двумя черными, Вариация III, 1932

Появление редимейда

Одной из самых знаковых форм, появившихся среди этого расцвета дадаистского выражения, была претмейд, скульптурная форма, усовершенствованная Марселем Дюшаном. Это были работы, в которых Дюшан перепрофилировал найденные или изготовленные на заводе объекты в инсталляции. Например, «В «Авансе сломанная рука» (1964) была задействована подвеска снежной лопаты к галерейной горе; Фонтан (1917), возможно, самый узнаваемый готовый писсуар Дюшана, включал в себя керамический писсуар массового производства. Выведя эти объекты из предполагаемого функционального пространства и подняв их до уровня «искусства», Дюшан высмеивал художественное учреждение, а также просил зрителя серьезно подумать о том, как мы ценим искусство.

Виды дадаизма

Как видно из работ Дюшана, дадаисты не уклонялись от экспериментов с новыми медиа. Например, Жан Арп — скульптор, который был пионером дадаизма — исследовал искусство коллажа и потенциал случайности в его создании. Ман Рэй также играл с искусством фотографии и аэрографии как практиками, которые дистанцировали руку художника и, таким образом, включали сотрудничество с шансом. Помимо этих художественных средств, дадаисты также исследовали литературное и исполнительское искусство. Хьюго Болл, например, человек, который написал объединяющий манифест дадаизма в 1916 году, исследовал освобождение письменного слова. Освободив текст от условных ограничений опубликованной страницы, Болл играл с силой бессмысленных слогов, представленных как новая форма поэзии. Эти дадаистские стихи часто превращались в перформансы, позволяя этой сети художников легко перемещаться между медиа

Бал Хьюго, Кабаре Вольтер, 1916

Примеры известных дадайских произведений искусства

Движение принесло много известных произведений искусства. Вот несколько избранных примеров произведений дадаизма:

  1. Фонтан Марселя Дюшана (1917)
  2. Велосипедное колесо Марселя Дюшана (1913)
  3. Скрипка Ман Рэя «Эргра» (1924)
  4. Звуковая поэма Хьюго Болла «Караване» (1916)
  5. Механическая голова Рауля Хаусмана (Дух нашего времени) (1920)

1. Фонтан Марселя Дюшана 1917

В 1917 году Марсель Дюшан представил писсуар в Общество независимых художников. Общество отказалось от фонтана, потому что считало, что его нельзя считать произведением искусства. Фонтан Дюшана поднял бесчисленные важные вопросы о том, что делает искусство искусством и считается главной достопримечательностью в искусстве 20-го века

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917

2. Велосипедное колесо Марселя Дюшана 1913

«В 1913 году у меня появилась счастливая идея пристегните велосипедное колесо к кухонному табурету и посмотреть, как оно поворачивается», — сказал Марсель Дюшан о своей знаменитой работе «Велосипедное колесо». Велосипедное колесо – первый из готовых объектов Дюшана. Реди-мейд были отдельными объектами, которые Дюшан перемещал или подписывал и называл искусством. Он назвал Bicycle Wheel «вспомогательным готовым», сделанным путем объединения более одного утилитарного предмета, чтобы сформировать произведение искусства

Марсель Дюшан, Велосипедное колесо, 1913

3. Скрипка Ман Рэя «Эргр» 1924

Нарисовав отверстияструнного инструмента на фотографической гравюре своей обнаженной модели Кики де Монпарнас и передопографив оттиск, Ман Рэй изменил то, что первоначально было классической обнаженной. Женское тело теперь превратилось в музыкальный инструмент. Он также добавил название Le Violin d’Ingres,французскую идиому, которая означает «хобби»

Ман Рэй, скрипка Андреса, 1924

4. Звуковая поэма Хьюго Болла «Караване» 1916

Основатель кабаре Вольтер и автор первого дадаистского манифеста в 1916 году, большая часть творчества Болла была в жанре звуковой поэзии. В 1916 году, в том же году, когда был опубликован первый дадаистский манифест, Болл исполнил звуковую поэму «Караване». Первыми строками были:

«jolifanto bambla o falli
bambla großiga m’pfa
habla horem»

Остальная часть стихотворения продолжалась во многом в том же духе. Хотя стихотворение можно было спутать со случайными, сумасшедшими бреднями, саунд-поэзия действительно была глубоко продуманным методом в экспериментальной литературе. Идея состояла в том, чтобы вывести звуки человеческой вокализации на передний план, удалив все остальное.

Хьюго Болл, Караване, 1916

5. Механическая голова Рауля Хаусмана (Дух нашего времени) (1920)

Рауль Хаусманн был поэтом, коллажистом и художником-перформансистом, который наиболее известен своей скульптурой под названием «Механическая голова (Дух нашего времени)». Манекенская головка, сделанная из цельного деревянного блока, является обратным утверждением Гегеля о том, что «все есть разум». Для Хаусмана человек — это пустоголовый человек, «не имеющий больше возможностей, чем тот, который случай приклеил к внешней стороне его черепа». Поднимая эти темы, Хаусманн хотел создать образ, который разрушил бы основные западные условности о том, что голова является местом разума

Рауль Хаусманн, Механическая голова («Дух нашего времени»), 1920

Прием падение и распространение дадаистских идеалов

Смелые новые подходы дадаистов вызвали споры в современной культуре. Их быстрый разрыв с традициями, их страстное стремление к новому способу выражения и их готовность вернуть почитаемый мир «изобразительного искусства» на более ровное и эгалитарное игровое поле с помощью юмора и любознательного расследования позволили дадаистам привлечь как поклонников, так и врагов своей работы. Некоторые рассматривали дадаистское выражение как следующий шаг вперед в авангардном марше; другие упустили значение и вместо этого увидели в работах, таких как реди-мейды Дюшана, не как искусство, а просто их составные объекты (что привело к тому, что некоторые из оригиналов были низведены до кучи мусора).

Дадаизм охватил аудиторию в 1920-х годах, но движению в целом было суждено рухнуть. Некоторые, как Ман Рэй, обнаружили, что их склонности перемещаются в подсознательную сферу сюрреализма; другие находили давление на современного европейского художника слишком весомым, чтобы выдержать. Приход к власти Адольфа Гитлера в 1930-х годах нанес мощный удар по миру современного искусства, поскольку маниакальный деспот стремился разгромить корни современного искусства, область, которую он считал «дегенеративной». В результате дадайские художники стали свидетелями того, как их работы высмеивались или уничтожались, и, таким образом, решили избежать удушающей атмосферы Европы для более свободного художественного климата Соединенных Штатов и за их пределами.

Думали, что многие из этих первоначальных членов рассеяны, идеалы дадаизма остались живыми и здоровыми среди современных художников. Во многих отношениях можно увидеть, как нити дада возрождаются. Например, в эпоху поп-арта неодаизм представлял мотивы и культурные комментарии, интерпретированные с намеком на дадаистские интриги. Но именно во второй половине двадцатого века было реализовано полное влияние дадаистского момента. В дополнение к двум крупным международным ретроспективам, анализирующих творчество дадаистов (одна в 1967 году в Париже, а другая в 2006 году на различных международных площадках), были проведены более широкие исследования по пониманию и сохранению их наследия

Ханна Хёх, Да-Денди, 1919

Коллекционирование дада-арта

Предлагая универсальную привлекательность, дадаистские работы могут оказаться сложной задачей для сбора. Помимо вопросов подлинности, трудно наметить или спроектировать цены, которые будут достигать такие работы, проблема, связанная с самым разнообразием средств массовой информации. При этом можно отметить последовательность, с которой дадаистские работы превзошли ожидания на аукционе. Заметная продажа Nu sur nu (1910-1911) Марселя Дюшана за более чем 1,4 миллиона долларов в июне 2016 года удвоила предполагаемую цену продажи между 555 000 — 775 000 долларов. Ventilateur Франсуа Пикабиа (1928) был продан на Sotheby’s в феврале 2016 года более чем за 3,1 миллиона долларов в верхней части прогнозируемого диапазона продаж. Эта тенденция, похоже, предполагает, что интерес к выражению искусства дада и движению дада все еще жив и здоров, а коллекционеры осведомлены о хороших сделках, которые могут появиться на аукционе.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ


Главные дадаистские художники

Самыми известными дадаистами являются Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и Ман Рэй в Париже, Джордж Гросс, Отто Дикс, Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Макс Эрнст и Курт Швиттерс в Германии, а также Тристан Цара, Ричард Хюльсенбек, Марсель Янко и Жан Арп в Цюрихе.

Откуда взялся дадаизм?

Существуют некоторые разногласия относительно того, где была основана Дада. Многие считают, что движение впервые развилось в Кабаре Вольтер, авангардном ночном клубе в Цюрихе, другие утверждают румынское происхождение. Ясно то, что во время 1-й мировой войны, особенно в 1916 году, возникла общеевропейская чувствительность, и что явные приверженцы основных тем могут быть идентифицированы в Цюрихе, Берлине, Париже, Ганновере, Кельне, Нидерландах и даже в Нью-Йорке.

Основные характеристики дадаизма

Дадаизм часто характеризуется юмором и прихотями, тяготой к абсурду. Такое отношение использовалось в качестве сатирической критики господствующих социальных и политических систем, которым в значительной степени приписывался натиск Первой мировой войны.

Происхождение слова дадаизм

Имя Дада происходит от бессмыслицы и иррациональности. В некоторых языках оно означало «да, да» как пародию на бессмысленное подчинение населения власти, в то время как в других оно имело совершенно другие значения и коннотации. Имя приписывается Ричарду Хьюльсенбеку и Хьюго Боллу, хотя Тристан Цара также претендовал на авторство — идея заключалась в том, что оно будет иметь несколько бессмысленных значений.

Соотношение дадаизма и политики

Дадаизм был движением с явно политическим подтекстом – реакцией на бессмысленную резню окопов Первой мировой войны. По сути, он объявил войну войне, противодействов абсурдности сползания истеблишмента в хаос своей собственной чепухой.

Какой композитор был наиболее тесно связан с дадаизмом?

Дада-идеал распространялся и на область звука. Среди прочих, Фрэнсис Пикабиа и Жорж Рибемон-Дессень реализовали дадаистскую музыку, которая будет исполнена на фестивале Дада 1920 года, но также известный композитор Эрик Сати также погрузился в дадаистские звуковые эксперименты.