Концептуальное искусство

Самое «чистое» определение концептуального искусства будет заключаться в том, что оно является исследованием основ понятия искусство

Джозеф Кошут

Определение концептуального искусства:

Распаковка термина «концептуальное искусство» не так проста, как другие художественные движения. Легко запутаться в различных способах использования этого слова. Хотя это чаще всего относится к художественному движению между 1960-ми и 1970-ми годами, которое возникло в Соединенных Штатах, есть несколько других способов его понимания. Что именно означает это слово? Когда концептуализм был художественным движением, и существует ли он до сих пор? В своей всеобъемлющей книге «Концептуальное искусство»искусствовед Пол Вуд различает различные способы использования этого термина:

1: Концептуализм часто используется как негативный термин для обозначения того, что людям не нравится в современном искусстве, которое вращается вокруг концепции.

2: Концептуализм относится к англо-американскому художественному движению, которое расцвело в 1960-х и 1970-х годах. Идея, планирование и производственный процесс произведения искусства считались более важными, чем фактический результат.

3: Более широкое понятие концептуализма гласит, что мужчины и женщины во всех уголках мира работали концептуальным образом с 1950-х годов по темам, варьирующимся от империализма до личной идентичности. В этом смысле концептуализм становится глобальным концептуализмом.

В этой статье мы рассмотрим как англо-американское, так и глобальное концептуальное художественное движение.

Что такое концептуальное искусство

Концептуальное искусство возникло как художественное движение в 1960-х годах, критикуя ранее правящее модернистское движение и его ориентацию на эстетику. Термин обычно используется для обозначения искусства с середины 1960-х до середины 1970-х годов. В концептуализме идея или концепция, лежащая в основе произведения искусства, стала более важной, чем фактическое техническое мастерство или эстетика. Концептуальные художники использовали все материалы и формы, которые были наиболее подходящими для доведения своих идей до них. Это привело к совершенно разным типам произведений искусства, которые могли выглядеть почти как все — от перформанса до письма и повседневных предметов. Художники исследовали возможности искусства как идеи и искусства как знания, используя лингвистические, математические и процессно-ориентированные измерения мышления, а также невидимые системы, структуры и процессы для своего искусства.

Ключевые даты: Середина 1960-х – середина
1970-хгодов Ключевые регионы: США, Советский Союз, Япония, Латинская Америка, Европа
Ключевые слова: Концепция, идея, язык, переходный, политический, постмодернистский арт
Ключевые художники: Сол Левитт, Джозеф Кошут,Мел Бохнер, Ханне Дарбовен, Ян Диббетс, Ханс Хааке, Он Кавара, Лоуренс Вайнер, Ян Берн, Мел Рамсен, Йоко Оно,Джон Балдессари, Art & Language group, Марина Абрамович

Мел Рамсден (Art & Language Group) Секретная живопись, 1967-1968
Сильдо Мейрелеш, Вставки в идеологические схемы: Проект Coca-Cola, 1970

Истоки концептуального искусства

Хотя концептуальное искусство было впервые определено в 1960-х годах, его происхождение восходит к 1917 году, когда Марсель Дюшан лихо купил писсуар в магазине сантехника и представил его как скульптуру на открытой выставке скульптур в Нью-Йорке, для которой он был в отборочной комиссии. Жюри отклонило произведение, посчитав его аморальным и отказавшись принять его как искусство. Вопрос Дюшана о том, где лежат границы искусства, и его критика художественного истеблишмента проложили путь к концептуальному искусству

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917. Фотография Альфреда Штиглица

Флюксус

В начале 1960-х годов термин «концепт-арт» уже использовался членами движения Fluxus, такими как Генри Флинт. Fluxus была группой, которая охватывала художников из Азии, Европы и Соединенных Штатов. Движение было направлено на создание открытого отношения к искусству, далекого от исключительности модернизма. Художники Fluxus были заинтересованы в расширении диапазона отсылки эстетики к чему угодно, от объекта до звука или действия. Известные художники Fluxus включают Йоко Оно, которая принимала активное участие в широком спектре деятельности Fluxus как в Нью-Йорке, так и в ее родной Японии, и Джозеф Бойс в Германии. Хотя Fluxus не всегда считается частью движения концептуального искусства, он, без сомнения, является одним из его влияний. Это была важная тенденция на той же волне, что и концептуализм, и его художники часто рассматриваются как концептуальные художники.

Черные картины Фрэнка Стеллы

В конце 1950-х и начале 1960-х годов Фрэнк Стелла создал свою серию черных картин,которая ознаменовала решающую точку разрыва между модернизмом и контрмодернистскими практиками. Эта серия работ приведет к появлению минималистского и концептуального искусства. Смысл этих работ заключался в том, чтобы буквально подчеркнуть и повторить форму холста, убирая работу со стены в трехмерное пространство. Это была атака на модернизм, которая породила нечто совершенно антиформное. Произведение искусства стало посвящено действиям и идеям, и с этого момента казалось, что шлюзы открылись, и художники переехали на совершенно новую территорию. Модернизму действительно пришел конец.

Параграфы Сола Левитта о концептуальном искусстве

Статья Сола Левитта 1967 года «Параграфы о концептуальном искусстве» в Artforum была одной из самых важных работ по концептуализму. В статье представлено концептуальное искусство как новое авангардное движение. Фактически, термин «концептуальное искусство» впервые появился в этой статье. Начало статьи Левитта стало общим утверждением концептуального подхода: «В концептуальном искусстве идея или концепция является наиболее важным аспектом работы. Когда художник использует концептуальную форму в искусстве, это означает, что все планирование и решения принимаются заранее, а исполнение является поверхностным делом. Идея становится машиной, которая делает искусство».

Художники концептуального искусства

Джозеф Кошут

Концептуальное искусство как четкое движение начало появляться в конце 1960-х годов. В 1967 году Джозеф Кошут организовал выставки «Неантропоморфное искусство» и «Нормальное искусство» в Нью-Йорке, где были показаны работы самого Кошута и Кристины Козловой. В своих заметках, сопровождающих выставку, Кошут писал: «Настоящие произведения искусства — это идеи». В том же году он выставил свою серию Titled (Искусство как идея как идея). Эта серия работ состояла не из визуальных образов, а из слов, которые были в центре дебатов о статусе современного искусства — «смысл», «объект», «представление», «теория» и другие

Джозеф Кошут, Четыре цвета Четыре слова (синий, красный, желтый, зеленый), 1966

Арт и Языковая Группа

Тем временем в Англии Art & Language Group исследовала последствия предложения все более и более сложных объектов в качестве произведений искусства (примеры включают воздушную колонну, Оксфордшир и французскую армию). Первое поколение Art & Language Group было сформировано Терри Аткинсоном, Майклом Болдуином, Дэвидом Бейнбриджем и Гарольдом Харреллом в 1966-67 годах. Позже группа также расширилась до США. В 1972 году они выпустили Art & Language Index 01 для Documenta V. Это была инсталляция, состоящая из группы из восьми картотек, содержащих 87 текстов из журнала Art-Language.

Шесть лет Люси Липпард

Книга Люси Липпард «Шесть лет»,охватывающая первые годы движения концептуального искусства (1966-1972), вышла в 1973 году. В соответствии с запутанной и сложной природой концептуального искусства, американская художница Мел Бохнер осудила ее рассказ как запутанный и произвольный. Годы спустя Липпард утверждал, что большинство рассказов о концептуализме были ошибочными и что никому нельзя доверять память о реальных событиях, связанных с развитием концептуального искусства, даже художникам.

Концептуализм в Европе

Как указывалось ранее, концептуализм был важен не только в США и Англии, но также широко исследовался и развивался в других частях мира, где работа часто была гораздо более политизированной. Во Франции, примерно во время студенческих восстаний 1968 года, Даниэль Бюрен создавал искусство, которое должно было бросить вызов и критиковать учреждение. Его целью было не привлечь внимание к самим картинам, а к ожиданиям, созданным художественным контекстом, в который они были помещены. В Италии Arte Povera появилась в 1967 году, сосредоточившись на создании искусства без ограничений традиционных практик и материалов.

Концептуализм в Латинской Америке

В Латинской Америке художники выбрали более прямые политические ответы в своих работах, чем концептуальные художники в Северной Америке и Западной Европе. Бразильский художник Сильдо Мейрелес вновь представил реди-мейд со своей серией «Вставки в идеологические схемы» (1969). Он вмешивался в предметы из систем обращения, такие как банкноты и бутылки Coca-Cola, штампуя на них политические сообщения и возвращая их в систему таким образом.

Концептуализм в Советском Союзе

В Советском Союзе искусствовед Борис Гройс назвал группу русских художников, действовавившим в 1970-х годах, «московскими концептуалистами». Они смешали советский социалистический реализм с американской поп-музыкой и западным концептуализмом.

Современное концептуальное искусство и концептуализм

Концептуализм в современной практике часто называют современным концептуализмом. Современные концептуальные произведения искусства часто используют междисциплинарные подходы и участие аудитории, а также критикуют институты, политические системы и структуры, а также иерархии. Художники, которые явно используют различные техники и стратегии, связанные с концептуальным искусством, включают Дженни Хольцер и ее использование языка, Шерри Левин и ее фотографической критики оригинальности, Синди Шерман и ее игру с идентичностью, а также использование Барбарой Крюгертекста и фотографии

Деталь инсталляции Барбары Крюгер в Мельбурне

Когда мы исследуем сложную и обширную историю и присутствие концептуального искусства, на ум приходит несколько вещей. Одной из его самых сильных сторон было взять на себя ответственность за подлинное исследование природы искусства и институтов. Временами это было искусство сопротивления господствующего порядка. В других случаях это было циничное зеркало, придерживаемое миру искусства, или глубоко философское начинание. Многие художники презирали, когда их помещали в коробку концептуального искусства, как они презирали, когда их помещали в любую коробку. Тем не менее, мы попытались провести определенные линии между различными художниками, событиями и системами мышления, которые вращались вокруг подобной орбиты в течение некоторого времени и которые могут быть лучше поняты под эгидой концептуализма.


Часто задаваемые вопросы по концептуальному


Что означает концептуальное в искусстве?

Когда художник использует концептуальную форму искусства, это означает, что все планирование и аранжировки производятся заранее, а исполнение является более мелким процессом. В концептуальном искусстве процесс, стоящий за работой, более важен, чем готовое произведение искусства.
Каковы характеристики концептуального искусства?

Концептуальное искусство в основном сосредоточено на «идеях и целях», а не на «произведениях искусства» (картины, скульптуры и другие ценные объекты). Он характеризуется использованием различных носителей и опор, а также разнообразных временных повседневных материалов и «готовых предметов».
Кто является отцом концептуального искусства?

Марсель Дюшан часто известен как прародича концептуального искусства. Он наиболее известен своими готовыми работами, такими как Фонтан, знаменитый писсуар, который он обозначил как искусство в 1917 году и который рассматривается как первое концептуальное произведение искусства в истории искусства