Оп-Арт Оптическое искусство

Каждая форма является основой для цвета, каждый цвет является атрибутом формы

Виктор Вазарели

Бриджит Райли, Блейз, 1964

Что такое оп-арт

Op Art — это аббревиатура оптического искусства, форма геометрического абстрактного искусства, которая исследует оптические ощущения с помощью визуальных эффектов, таких как повторяющиеся простые формы и ритмические узоры, вибрирующие цветовые комбинации, муаровые узоры и путаница переднего плана и фона. Формально все картины и работы Op Art используют трюки визуального восприятия, такие как манипулирование правилами перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства, смешивая цвета, чтобы создать впечатление света и тени.

Ключевой период: конец 1950-х и 1960-е Ключевые
слова: визуальная иллюзия, иллюзия движения, повторяющиеся формы, шахматные узоры, напряжение, взаимодополняющие цветаКлючевые
художники: Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Ричард Анускевич, Франсуа Морелле, Хесус Рафаэль Сото, Хулио Ле Парк, Джанни Коломбо, Питер Коглер

Ферруччо Гард, Мовименти Перчеттиви 70-69, 1969

Истоки движения оп-арта

Корни оп-арта, с точки зрения графических и цветовых эффектов, можно проследить до импрессионизма, кубизма, футуризма и дадаизма, но движение, возможно, более тесно связано с конструктивистскими практиками Баухауса. Немецкая школа подчеркивала взаимосвязь формы и функции в рамках анализа и рациональности, что привело к отражению контркультуры того времени в объятиях графических форм и ярких цветов. В то время такие художники, как М.C. Эшер, Виктор Вазарели и Йозеф Альберс, экспериментировали с тем, что сейчас считается оптическим искусством. Работы Альберса являются исследованиями в области восприятия цвета, в то время как работы Эшера используют парадоксальные размещения, визуальные трюки, а также ошибки перспективы в формах и структурах, которые кажутся правдоподобными на первый взгляд. Художником, известным как дедушка оптического искусства, является франко-венгерский художник Виктор Вазарели, чья картина под названием «Зебры» (1938) многими искусствоведами считается одним из самых ранних образцов оп-арта

Виктор Вазарели, Зебры1938

Решающее событие в истории и развитии кинетического искусства, групповая выставка 1955 года Le Mouvement, показанная в Галерее Дениз Рене в Париже, также оказалась одной из первых выставок для продвижения работ, в которых использовались оптические иллюзии и визуальный обман. Вершиной успеха движения Op Art был 1965 год, когда Музей современного искусства принял этот стиль с выставкой «Отзывчивый глаз», на которой были представлены картины и скульптуры таких художников, как Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Фрэнк Стелла, Карлос Крус-Диес, Хесус Рафаэль Сото и Йозеф Альберс. Оп-арт оказал глубокое влияние на рекламу, моду и дизайн интерьера, прежде чем исчезнуть в начале 1970-х годов

Фокусировка — это не только оптическая деятельность, но и умственная

Бриджит Райли

Известные художники оп-арта и культовые произведения оп-арта

Виктор Вазарели

Виктор Вазарели, Оптический куб, 1975

Виктор Вазарели считается одним из важнейших представителей оптической живописи. Он черпал вдохновение и ориентацию из теорий Баухауза, супрематизма и геометрической абстракции. Он родился в Пече, Венгрия, в 1906 году и вырос в Пьештянах и Будапеште, где он познакомился с основами традиционной академической живописи, а также с движением Баухаус. Большая часть жизни и творчества Вазарели была посвящена стилю оп-арта. Его картины были направлены на то, чтобы вытеснить людей из их визуальной зоны комфорта с приятным напряжением, создаваемым, по-видимому, движущимися образами, которые направляют их умы к сомнениям и новым идеям. Он хотел привнести жизнь в повседневную жизнь игрой красок и форм, погрузившись в мир оптических художественных экспериментов

Бриджит Райли

Бриджит Райли, Over, 1966

Бриджит Райли — одна из самых известных художниц в области оп-арта, известная своими яркими фресками, состоящими из нескольких полос, которые создают оптические иллюзии для зрителя. Ее черно-белые геометрические узоры исследуют динамизм зрения и производят дезориентирующее воздействие на глаз, создавая иллюзию движения и цвета. Родившийся в 1931 году в Лондоне, Райли учился в Голдсмитском колледже и Королевской академии искусств. Райли известна в общественном сознании своими культовыми черно-белыми геометрическими работами, а также своими временными публичными фресками в крупных учреждениях, таких как галерея Тейт в Лондоне и Музей современного искусства в Париже. В настоящее время она живет и работает как в Великобритании, так и во Франции

Ричард Анускевич

Ричард Анускевич, Плюс Реверс, 1960

Он был одним из основателей и ведущих представителей оп-арта в конце 1960-х и начале 1970-х годов. В 1964 году журнал Life опубликовал о нем статью, в которой назвали его «одним из новых волшебников оп-арта». Родившийся в Эри, штат Пенсильвания, Анускевич поступил в Кливлендский институт искусств, где он нашел и заинтересовался оп-артом. Он окончил и поступил в Йельский университет и, что интересно, некоторое время преподавался у Йозефа Альберса. Анушкевич до сих пор активно рисует

Франсуа Морелле

Франсуа Морелле 2006

Родившийся в 1926 году в Шоле, небольшом городке в долине Луары, Франсуа Морелле был художником, графиком и скульптором. Он был одним из основателей Groupe de Recherche d’Art Visuel (GRAV) вместе с аргентинцами, Хулио Ле Парком и Франсиско Собрино. Экспериментальная работа, проделанная Франсуа Морелле, была параллельна таким художникам, как Фрэнк Стелла, Сол Левитт или Дэн Флавин. Морелле постоянно исследовал широкий спектр практик и включал в свою работу различные материалы, такие как сталь, железо, клейкая лента, проволочная сетка и дерево. Он был убежден, что живопись была дисциплиной прошлого, поэтому он выступал за использование новых материалов, таких как неон, что в конечном итоге стал основным элементом его эстетического языка. Многие из его работ, носящих необъяснимые названия, опираются на взаимодействие наблюдателя из-за электрических систем, которые включают и выключают их

Наследие движения оп-арта

Художники сегодня расширяют масштабы и диапазон движения оп-арта и продолжают опираться на более ранние исследования, продолжая расширять его в трехмерное пространство. Австрийский художник Петер Коглер является одним из тех художников, которые работают на переднем крае технологий, внося большой вклад в движение оп-арта. На протяжении последних 20 лет Коглер работал над радикальной трансформацией выставочного пространства, сделав его неотъемлемой частью своего творчества. Кроме того, его уникальные узоры приняли широкий спектр форматов, включая принты, скульптуру, мебель, обои, осветительные приборы, коллажи и лабиринты op art размером с комнату

Инсталляционный вид персональной выставки Питера Коглера