Баухаус Bauhaus

Художественное движение Баухаус
На пути к единству всех искусств

Вальтер Гропиус спроектировал здание Баухауса в Дессау

Архитекторы, скульпторы, художники — мы все должны вернуться к мастерству! Ибо не существует такого понятия, как «искусство по профессии». Нет существенной разницы между художником и ремесленником. Художник – возвышенный ремесленник

Вальтер Гропиус

Определение что такое движение Баухаус

Основанная в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре, Staatliches Bauhaus, более известная как Баухаус, была немецкой художественной школой, которая помогла зародить художественное движение и карьеру бесчисленных художников и архитекторов. Названный в честь немецкого слова, означающего буквально «дом строительства, Баухаус», основное внимание было уделено концепции Gesamtkunstwerk («полное произведение искусства»), стремясь объединить все искусства в одном месте и под единой идеологией, от изобразительного искусства до промышленного дизайна, от графического дизайна до типографики, дизайна интерьера и архитектуры.

Ключевые даты: 1919-1933
Ключевые регионы: Веймар,
Дессау и Берлин, ГерманияКлючевые художники: Вальтер Гропиус, Людвиг Миес ван дер Роэ,Пауль Клее, Василий Кандинский и Ласло Мохой-Надь

Групповой портрет мастеров Баухауса1926. Слева направо: Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Йост Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер

Истоки движения Баухаус

После задержек, вызванных Первой мировой войной, и давних дебатов о примирении изобразительного и прикладного искусства, немецкий архитектор Вальтер Гропиус был сделан директором нового учреждения, вскоре становившегося Баухаусом, объединяющего Великокняжескую саксонскую академию изящных искусств и Великогерцогскую саксонскую школу искусств и ремесел. Коллегами Гропиуса были швейцарский художник Йоханнес Иттен, немецко-американский художник Лионель Фейнингер и немецкий скульптор Герхард Маркс, но вскоре в их ряды войдут немецкий художник, скульптор и дизайнер Оскар Шлеммер, возглавлявший театральную мастерскую, и швейцарский художник Пауль Клее, к которому в 1922 году присоединился русский художник Василий Кандинский, а в 1923 году — русский художник-конструктивист и архитектор Эль Лиссицкий. Основанный в Веймаре, в 1925 году Баухаус переехал в Дессау в 1925 году, где он пережил свой самый плодотворный период деятельности, в конечном итоге переехав в Берлин в 1932 году под руководством архитектора Людвига Миеса ван дер Роэ

Ключевые идеи движения Баухаус

Стремясь использовать множество форм искусства для одной работы, чтобы создать произведение, которое является синтезом искусства, в Баухаусе все ученики работали в тандеме со своими сверстниками: художниками по тканям, художниками, скульпторами, дизайнерами мебели, архитекторами и многими другими. Кроме того, преподаватели и студенты Баухауса были объединены в дизайнерском подходе, сочетая массовое производство с индивидуальным видением, проектированием и изготовлением изделий, чтобы сочетать эстетику и красоту с функцией и полезностью. Результатом такой идеологии стали многочисленные здания, картины, рисунки, текстиль и дизайны, которые помогли определить наш культурный лексикон и распространить современный дизайн по всему миру

Предварительный курс Йозефа Альберса в Баухаусе, 1928

«Бог в деталях»

Людвиг Мис ван дер Роэ

Известные художники Баухауса

Хотя бесчисленные тома могут быть написаны о знаменитых художниках, которые вышли из движения Баухауса или внесли свой вклад в его развитие, вот лишь небольшая выборка таланта, взращенный в уникальном учреждении. В дополнение к художникам ниже, школа развивала карьеры Пауля Клее, Ласло Мохой-Надя, Франца Эрлиха, Лилли Райх, Марселя Брейера, Адольфа Мейера и бесчисленного множества других.

Вальтер Гропиус

Вальтер Гропиус (слева); Нью-йоркское здание Pan Am (ныне MetLife Building), справа

Основатель Баухауса, Вальтер Гропиус был немецким архитектором и мастером модернистской архитектуры. Посвятив свою энергию поиску и воспитанию исключительного персонала, он объединил художественные умы Пауля Клее, Йоханнеса Иттена, Анни и Йозефа Альберса, Герберта Байера, Ласло Мохой-Надя, Отто Бартнинга и Василия Кандинского в качестве преподавателей Баухауса. Кроме того, он наблюдал за переходом школы из Веймара в Дессау и сам спроектировал печально известное здание Дессау, которое будет домом школы и местом паломничества дизайнеров и архитекторов по сей день. Гропиус покинул Баухаус в 1928 году и стал ведущим архитектором международного стиля, создав знаковые здания, такие как Гарвардский центр выпускников в Кембридже, штат Массачусетс, Федеральное офисное здание Джона Ф. Кеннеди в Бостоне, штат Массачусетс, и здание Pan Am (ныне здание Metlife) в Нью-Йорке, среди бесчисленного множества других.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ, слева; Павильон Барселоны, справа

Последний директор Баухауса, Мис ван дер Роэ эмигрировал в Соединенные Штаты после роспуска школы и стал главой архитектурной школы в Armour Institute of Technology (позже Иллинойсский технологический институт) в Чикаго. Мис создал новый модернистский стиль, в котором листовое стекло и промышленная сталь (новые материалы в то время) определяли минимальную чувствительность, выражавую дух современной эпохи. Он является архитектором павильона Барселоны, Чикагского федерального комплекса, Фарнсворт-хауса, здания Seagram и многих других.

Василий Кандинский

Василий Кандинский, слева; Желто-красно-синий,1925

Василий Кандинский преподавал в Баухаусе в последние годы своей жизни и карьеры, уже зарекомендовав себя как передовой художник-абстракционист и теоретик искусства. В Баухаусе Кандинский преподавал базовый класс дизайна для начинающих и курс по теории продвинутого развития, где разработал новую теорию цвета, основанную на элементах психологии формы. Кандинский известен сегодня как пионер абстрактного искусства, а его работы можно найти в музеях и галереях по всему миру.

Пауль Клее

Пауль Клее (слева); Красный воздушный шар, 1922

Один из отцов абстракции, Пауль Клее разработал визионерский идиосинкразический стиль под влиянием музыки и ранних авангардных движений в постоянных экспериментах с различными техниками и материалами, но также выделялся как один из самых влиятельных теоретиков цвета и писателей. Он преподавал в Баухаусе с января 1921 года по апрель 1931 года в качестве мастера «Формы» в мастерских переплета, витражей и настенной живописи, а также преподавал различные другие предметы. Многие из его лекций были опубликованы.

Анни Альберс

Анни Альберс (слева); Настенный,1926

Анни Альберс, немецкая художница по текстилю и гравер, начинала как студентка Баухауса, когда ее муж, Йозеф Альберс, взял на себя роль «младшего мастера» в школе. Она широко экспериментировала с формой, материалом, цветом и текстурой и разработала многочисленные функциональные и уникальные текстильные изделия, которые служили потрясающими эстетическими предметами, а также поглощали звук и свет. Позже она стала главой ткацкой мастерской в Баухаусе, став одной из единственных женщин на руководящей должности в школе. После окончания Баухауса Альберы переехали в США и заняли преподавательские должности в колледже Блэк-Маунтин. Анни Альберс опубликовала несколько книг, и ее работы живут в музеях, галереях и личных коллекциях по всему миру.

Наследие движения Баухаус

В 1933 году, с подъемом нацизма, Баухаус был вынужден сначала закрыть свое местоположение в Дессау, и после десятимесячного пребывания на бывшей фабрике в Берлине гестапо прекратило всю деятельность Баухауса. После закрытия многие ученики Баухауза были вынуждены искать защиты от нацистской угрозы в других странах и бежали от преследований в Великобританию и Соединенные Штаты. Несколько художников, таких как Анни и Йозеф Альберс, в конечном итоге присоединились к факультету Колледжа Блэк-Маунтин, экспериментальной художественной школы в Северной Каролине. Рассеивание студентов и преподавателей распространило влияние и идеологию Баухауса по всему миру.

Талант, традиции, эстетика и идеология Баухауса породили художественное и дизайнерское движение, которое привело к тому, что школа стала почти синонимом немецкого модернизма. Школа оказала глубокое влияние на будущее современного дизайна, архитектуры, искусства и образования, обеспечивая вдохновение для более чем десятилетних начинающих дизайнеров

Без названия (Баухаусслеры на берегу Эльбы) Ирен Анджела Байер (урожденная Хехт) 1925-05-21. Из коллекции Фонда Баухаус Дессау