Действие, цветовые поля и эмоции
«Мы чувствовали моральный кризис мира в руинах, мира, разрушенного великой депрессией и жестокой мировой войной, и в то время было невозможно рисовать картины, которые мы делали — цветы, лежащие обнаженные и люди, играющие на виолончели».
Барнетт Ньюман
После мировой войны, которая так порочена, так жестока, как мы можем просто продолжать жизнь и искусство так же, как и раньше? Это вопрос, который многие художники задавали себе после Второй мировой войны. В 1940-х и 1950-х годах в Нью-Йорке начало появляться новое художественное движение, в котором художники начали исследовать выражение эмоций и чувств через абстрактные, жестовые знаки и внушительные цветовые поля. Эти художники чувствовали, что больше не могут продолжать рисовать фигуры после ужасов войны. Вместо этого они искали убежища в абстрактном царстве, поощряя медитацию и самоанализ. Эти художники стали известны как абстрактные экспрессионисты.
- Ключевые даты: 1940-е и 1950-е годы
- Ключевые регионы: Нью-Йорк
- Ключевые слова: экшн-живопись, живопись цветового поля, Нью-Йоркская школа, духовность, эмоциональное выражение, спонтанность, жестовая маркировка, возвышенное
- Ключевые художники: Джексон Поллок, Ли Краснер, Марк Ротко, Виллем де Кунинг, Элейн де Кунинг, Барнетт Ньюман, Клайффорд Стилл, Франц Клайн, Гарольд Шапински, Роберт Мотеруэлл, Хелен Франкенталер, Сай Твомбли, Энн Райан, Ад Рейнхардт
Возникновение абстрактного экспрессионизма
В годы после Второй мировой войны в Соединенных Штатах появилась группа художников, которые отвергли фигурацию в пользу абстракции. Они стали известны как абстрактные экспрессионисты.
Подъем фашизма в Европе 1930-х годов и последовавшая за этим война привели волну художников-иммигрантов в Соединенные Штаты. Эти художники принесли с собой идеи и практики европейского модернизма. Многие художники обучались в Школе изящных искусств Ганса Хофмана, основанной немецким художником Гансом Гофманом, или в экспериментальном колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, где преподавал Джозеф Альберс. Европейское влияние научило художников формальным новшествам кубизма,автоматизму и психологическим основам сюрреализма.
Абстрактные экспрессионисты находились под глубоким влиянием идеи исследования бессознательного, которая царила в сюрреализме, а также идей швейцарского психолога Карла Юнга и его исследования мифов и архетипов. Они также тяготели к философам-экзистенциалистам, таким как Жан-Поль Сартр. Абстрактные экспрессионисты выражали эмоции и универсальные темы через свои часто монументальные полотна в стиле, который соответствовал послевоенным настроениям травмы и тревоги.
Различные стили
В абстрактном экспрессионизме мы можем различать две тенденции: художников действия и художников цветового поля.
Экшн-живопись
Художники были абстрактными художниками-экспрессионистами, чей подход к живописи был сосредоточен на физическом акте живописи. Их рабочий процесс включал в себя брызги и капание краски на холст, и они часто использовали дикие, конечно, жестовые мазки вместо того, чтобы аккуратно наносить краску. Искусствовед Гарольд Розенберг придумал термин «экшн-живопись» в своей статье «Американские художники действия», которая была опубликована в ARTnews в декабре 1952 года. Аршил Горький, Франц Клайн, Виллем де Кунинг и Джексон Поллок считались художниками-экшн. Поллок, с его большими капельными картинами, возможно, самый известный художник действия.
Цветная роспись поля
Термин «живопись цветного поля» был впервые использован в 1955 году Клементом Гринбергом для обозначения работ Марка Ротко, Барнетта Ньюмана и Клайффорда Стилла. Эти художники рисовали простые композиции с большими площадями обычно одного плоского цвета, которые должны были вызывать созерцательный или медитативный ответ. Художники цветового поля искали трансцендентность, и их обширные, эмоциональные поля цвета должны были поглотить зрителя и вдохновить духовное созерцание и интенсивное чувство.
Культовые произведения абстрактного экспрессионизма
Номер 1А Джексона Поллока (1948)
В 1947 году Джексон Поллок открыл для себя новый способ живописи. Метод заключался в том, чтобы набрасывать и капать краской на нерастянутый холст, уложенный на пол его мастерской. Стиль стал известен как капельная живопись. Капельная живопись позволяла Поллоку работать с импровизацией, спонтанностью, движением и чувством. В своей капельной картине «Номер 1А»Поллок добавил отпечатки рук в правый верхний правый абзац композиции в качестве автографа. Он отошел от традиционных масляных красок художника и использовал коммерческие эмалевые краски для своих капельных картин. Благодаря текучести этой краски он смог напрямую запечатлеть движения своего тела над холстом. Поллок решил больше не давать своим картинам запоминающиеся названия и начал нумеровать их вместо этого, потому что цифры нейтральны и позволят людям испытать чистую живопись.
Фрески Марка Ротко Seagram (1958-1960)
В 1958 году Марку Ротко было поручено создать серию фресок для столовой в ресторане Four Seasons в нью-йоркском здании Seagram. Он неустанно работал над комиссией в течение двух лет, создав серию глубоко трогательных картин цветового поля в темно-красных, бордовых и черных тонах, которые стали известны как фрески Seagram. Ротко заявил, что своими фресками Seagram он создал место. В конце концов он вышел из комиссии и пожертвовал большую часть картин галерее Тейт в Лондоне. Фрески Seagram иллюстрируют желание художников цветового поля достичь духовной трансцендентности и передать интенсивный эмоциональный опыт.
Раскопки Виллема де Кунинга (1950)
«Раскопки» Виллема де Кунинга были его самой большой картиной до этой даты и иллюстрируют характерную выразительную кисть Де Кунинга и организацию пространства в разных скользящих плоскостях. Художник черпал вдохновение в образе женщины, работающей на рисовом поле в неореалистическом фильме 1949 года «Рисо Амаро» Джузеппе де Сантиса. Напряжение между абстракцией и фигурацией очевидно здесь, в каллиграфических линиях, которые, кажется, определяют анатомические части. Интенсивный процесс покраски Де Кунинга включал в себя наращивание поверхности и соскабливание слоев краски в течение нескольких месяцев подряд, пока он не достиг желаемого эффекта.
Барнетт Ньюман (I) (1948)
Для Ньюмана Onement (I) был его художественным прорывом. Впервые художник использовал вертикальную полосу для определения пространственной структуры своей работы. Эта вертикальная полоса, которую Ньюман позже начал называть «молнией», стала фирменным знаком Ньюмана. Толстая, неправильная полоса как разделяет, так и объединяет композицию. Ньюман стремился рисовать с нуля, как будто живописи никогда не существовало раньше. Он рассматривал свои композиции как формы мышления и выражения опыта жизни
«Современный художник работает с пространством и временем, а не иллюстрирует свои чувства»
Джексон Поллок
Абстрактный экспрессионизм за пределами Нью-Йорка
Благодаря абстрактным экспрессионизму Нью-Йорк стал новым центром мира искусства. Тем не менее, за пределами Нью-Йорка было много художественных движений, которые также отходили от репрезентации в пользу абстракции. В Европе в 1940-х и 1950-х годах, например, существовал Art Informel, который относится к различным тенденциям абстрактной живописи, таким как ташизм, материя и лирическая абстракция. Хотя в основном речь идет о европейском искусстве, художники также были вдохновлены и приняли американский абстрактный экспрессионизм. Как и абстрактные экспрессионисты, эти художники черпали вдохновение из сюрреализма и его сосредоточенности на подсознательной и автоматизированной живописи.
Влияние абстрактного экспрессионизма
Абстрактный экспрессионизм процветал в 1940-х и 1950-х годах, и картины были замечены во всем мире на передвижных выставках и публикациях. К 1960-м годам минимализм и поп-арт начали заменять абстрактный экспрессионизм в качестве доминирующего художественного движения. Новое поколение художников устало от серьезных, грандиозных амбиций абстрактных экспрессионистов и их желания изобразить трансцендентность и возвышенное в искусстве. Тем не менее, наследие абстрактного экспрессионизма остается значительным.
Возьмем, к примеру, Фрэнка Боулинга,художника, который переехал в Нью-Йорк в середине 60-х годов и находился там под глубоким влиянием абстрактного экспрессионизма, продолжая рисовать в этом стиле на протяжении всей своей карьеры, независимо от того, какими были популярные стили того времени. Более того, в последние годы женщины-абстрактные экспрессионисты,такие как Ли Краснер, давно омраченные своими современниками-мужчинами, также получают внимание, которого они заслуживают. Выставка Денверского художественного музея 2016 года «Женщины абстрактного экспрессионизма» отметила часто неизвестных или недооцененных женщин-художниц этого новаторского художественного движения