«Поэтому мы решили вернуть декоративное искусство, к нему неосмотрительно относились как к Золушке или бедным отношениям, разрешенным есть со слугами, на важное, почти преобладающий участок, которое оно занимало в прошлом, во все времена и во всех странах земного шара»
Франсис Журден

Ар-деко — это движение в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне и декоративном искусстве, которое начало появляться во Франции до Первой мировой войны, но действительно взорвалось в 1925 году. В том же году в Париже проходила Exposition des Arts Décoratifs (Выставка декоративного искусства), и художники, архитекторы и дизайнеры показывали работы в этом стиле, тем самым продвигая движение в мейнстрим. Пересекая различные среды, стиль сочетал современную эстетику с отличным мастерством и богатыми материалами. Областями, в которых он доминировал, были архитектура, дизайн, одежда, ювелирные изделия, мебель и ремесла. Таким образом, особый стиль стал заметен во всех слоях современной жизни.
Ключевой период: 1925-1940
Ключевые регионы:
Европа, СШАКлючевые слова: геометрические формы, новые материалы, роскошь, обтекаемость, декоративное искусство, прикладное искусство, простота
Ключевые художники: Тамара де Лемпицка, Кассандр, Рене Буто, Рафаэль Делорм, Жан Габриэль Домерг, Жан Дюпа, Поль Пуаре, Соня Делоне, Рауль Дюфи, Эктор Гимар, Пьер Шаро, Франсис Журден, Эжен Грассе

Истоки ар-деко
Несмотря на то, что ар-деко развился из модерна, он одновременно представлял собой реакцию против него, сосредоточившись на острых геометрических углах вместо естественных, органических форм, которыми был наполнен модерн. Под влиянием кубизма,венского сецессиона, фовизма и эстетики Русских балетов, а также стилей из восточных культур, стиль стал любим за его смелые геометрические формы, роскошную природу и использование новых материалов, икон современности, таких как алюминий, нержавеющая сталь, хром и пластик

Как объяснил Франсис Журден, один из французских художников, который основал Societé des Artistes Décorateurs (Общество декоративных художников), ар-деко бросил вызов иерархической структуре изобразительного искусства, которая позиционировала декоративных художников на более низком уровне, чем более классические средства живописи и скульптуры: «Мы, следовательно, решили вернуть декоративное искусство, неосмотрительно рассматриваемое как Золушка или плохие отношения, разрешенные есть со слугами, к важному, почти преобладающем месту, которое она занимала в прошлом, во все времена и во всех странах земного шара». Первоначально группа намеревалась создать выставку, представляющую новый тип декоративного искусства в 1914 году, но план пришлось отложить до окончания Первой мировой войны. Выставка была окончательно проведена в 1925 году в Париже в течение шести месяцев. Выставку увидели более 16 миллионов посетителей, которая стала катализатором взлета движения. Название «ар-деко» было впервые уничижитело использовано модернистским архитектором Ле Корбюзье, который написал яростную статью, критикующую стиль за его орнаментацию

Ар-деко по дисциплинам:
Что было особенно примечательно в ар-деко, так это тот факт, что, как и его предшественник в стиле модерн или такие движения, как Баухаус, это был функциональный стиль, который применялся ко всем видам дисциплин. Цель состояла в том, чтобы поднять декоративное искусство на более высокое положение, и его гладкий, геометрический стиль стал фаворитом в архитектуре, дизайне, одежде, ювелирных изделиях, мебели и ремесле.
Архитектура в стиле ар-деко
Города по всему миру начали становиться лицами ар-деко. От небоскребов Нью-Йорка до лондонского метро, от района Майами в стиле ар-деко до Гаваны, Кубы, порта Шанхая и многих районов в Белграде, Сербия, архитектура во всем мире могла похвастаться обтекаемыми, линейными и геометрическими особенностями. На этих зданиях часто размещались красивые рельефы и скульптуры, изображающие фигуры с гладкими толстыми телами и острыми углами и движением.

Дизайн и шрифты в стиле ар-деко
Увлечение скоростью, машинами и современными технологиями, типичными для влияния футуризма, сильно повлияло на дизайн ар-деко: «скоростные усы» указывали бы на движение, а параллельные линии и сужающиеся формы предполагали бы симметрию и обтекаемость. Стиль простирался до типографики, с шрифтами Bifur, Broadway и Peignot, сразу знакомыми как шрифты в стиле ар-деко. Вспомните буквы о кино 1920-х и 1930-х годов — стиль был виден в архитектуре, дизайне и типографике

Мебель в стиле ар-деко
В мебели ар-деко сочетал в себе дорогие материалы вроде слоновой кости и серебряные инкрустации и роскошное дерево, украшая первоклассные салоны океанских лайнеров, поездов, небоскребов и кинотеатров. Во время Великой депрессии стиль изменился в соответствии со временем и стал трезвее. Однако основные характеристики остались прежними. Как в самой роскошной манере, так и в более урезанный и трезвый, ар-деко выделялся как современный, гладкий стиль

Известные художники в стиле ар-деко
Тамара де Лемпицка (1898-1980)
Хотя не так много живописцев ассоциируются с этим стилем, пожалуй, самой известной художницей была Тамара де Лемпицка. Она выставлялась на Выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году и вскоре после этого прорвалась со своим характерным «мягким кубистическим» стилем, который изображал элегантных женщин в 1920-х и 1930-х годах, которые действительно стали образом поколения. Она твердо верила, что ее картины , как и движение во всех других его воплощениях , всегда будут выделяться своим отличительным, привлекательным стилем

Поль Пуаре (1879-1944)
В моде Поль Пуаре был одним из самых известных дизайнеров, включивших ар-деко в свои инновационные работы. Он ввел концепцию драпировки и проектирования одежды, вырезанной по прямым линиям и построенной из прямоугольных мотивов, прокладывая путь к более практичной и обтекаемой моде.
Упадок ар-деко
Движение вышло из моды во время Второй мировой войны. В эти суровые времена люди чувствовали, что стиль был чрезмерно декадентским. Металлы были спасены для использования для строительства вооружений, в отличие от украшения зданий или внутренних помещений, а мебель больше не считалась статусными объектами. Тем не менее, многие из великих зданий в стиле ар-деко все еще стоят, и движение приобрело новый интерес в 1960-х годах и снова чрезвычайно популярно сегодня